Отличия ТКО от ТБО на 2020 год в России
Для простых слоев населения, а если быть точнее потребителей, разница между ТБО и ТКО фактический не существует. Эта разница принципиальна, только с юридической точки зрения. В разговорной речи говоря о первом, можно подразумевать второй, но вот на бумагах и правоустанавливающих документах, ТКО – остается единственной действующей аббревиатурой.
Сегодня мы предлагаем более детально изучить различия старой и новой аббревиатуры ТКО и ТБО.
Содержание, из которого Вы узнаете:
ТКО и ТБО - понятия и определения
Согласно ст. 1 ФЗ №89 твердыми коммунальными отходами называются отходы, которые образуются в жилых помещениях в результате потребления человека, а также мусор, образовавшийся в офисах и на предприятиях процессе жизнедеятельности их сотрудников.
В отличие от ТКО, твердые бытовые отходы (ТБО) образовываются только в домашних условиях:
- приготовления еды
- уборки дома
- мелких ремонтных работ
- вынос испорченной мебели и пр.
Таким образом, изначально понятие ТКО более широкое, чем ТБО, так как объединяет в себе тот мусор, который граждане ежедневно выносят из дома, а также подобные отходы юридических лиц (предприятий, организаций и т. д.).
ВАЖНО! Согласно законопроекту 2014 года понятие ТБО отменено и используется только в разговорной речи. На смену ему пришло ТКО, которое используется в официальной документации.
ТКО — актуальное понятие на 2020 год
лением, содержащимся в ст. 1 ФЗ №89, ТКО представляют собой:
- отходы, получаемые в процессе потребления (овощные, фруктовые очистки; бумага; упаковка и т. п.);
- аналогичный мусор, образующийся в процессе деятельности юридических лиц;
- предметы, вещи, вышедшие из строя.
В 2019 году обращение с твердыми коммунальными отходами стало самостоятельной коммунальной услугой, которую предоставляют региональные операторы. Плата за сервис входит в отдельную квитанцию или выделяется отдельной строкой в счете.
Что входит в состав ТКО
В соответствии с приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 №242, твердым коммунальным отходам дан код 7 30 000 00 00 0.
К данной группе относятся:
- Мусор из жилых помещений.
- Отходы от уборки территории городских и сельских поселений, относящиеся к ТКО.
- Растительный мусор, полученный в результате уборки цветника, газона и пр. в населенном пункте.
- Отходы от офисных и бытовых помещений предприятий, организаций.
- Мусор и смет от уборки железнодорожных, автомобильных вокзалов; аэропортов, терминалов; портов; станций метро; любого общественного транспорта.
- Отходы при предоставлении услуг оптовой и розничной торговли, относящиеся к твердым коммунальным отходам.
- Мусор, образованный в местах временного проживания (гостиницы); помещениях, в которых предоставляются социальные услуги (почта, больница и т.д.).
- Отходы, полученные в результате предоставления услуг в сферах: развлечения, образования, ухода за внешним видом и пр.
Система двухконтейнерного сбора мусора
Мусорная реформа предполагает введение раздельного сбора ТКО в крупных городах РФ. Для этого устанавливаются два вида контейнеров, предназначенных для сортировки «сухого» и «мокрого» мусора. В «сухой» контейнер необходимо помещать материалы, пригодные для вторичной переработки: бумага, пластик, металл, стекло. К «мокрым» отходам причисляют пищевые и растительные остатки.
Предполагается, что данное нововведение за 2019 сможет повысить объем утилизации ТКО на 30%. Более подробно вы можете узнать о цветах мусорных баков, и какой мусор куда выбрасывать.
Правила и требования при вывозе мусора ТКО
В ст. 1 ФЗ №89 в понятие «обращение с отходами» объединены: сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение ТКО.
Новые правила разграничили сферы ответственности:
- Органы местного самоуправления населенных пунктов обязаны:
- обеспечить специальные площадки накопления твердых коммунальных отходов;
- разработать схемы размещения данных площадок и осуществить ведение реестра мест накопления мусора в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ (4 ст. 13.4 ФЗ №89).
- Управляющая организация (УК, ТСЖ) обязана следить за чистотой площадок накопления ТКО и мусоропроводов.
- Региональный оператор должен оборудовать каждый двор несколькими контейнерами для «сухого» и «мокрого» мусора. Если возможность размещения емкостей для сбора ТКО отсутствует (например в частном секторе), граждане вправе договориться с оператором о безконтейнерном вывозе отбросов. В таком случае компания должна предоставить потребителю специальные пакеты для складывания отходов (Правила обращения с ТКО, п. 10).
Согласно статистике, 50% отходов может быть переработано. Остальной мусор подлежит утилизации или захоронению на свалках. Места размещения полигонов выбираются администрацией региона с обязательным согласованием с населением. Таким образом, в ближайшие годы ожидается снижение объема накоплений ТКО и уменьшение количества мусорных полигонов, разбросанных по всей территории РФ.
Мусорная реформа не стоит на месте
Мусорная реформа была разработана еще в 2014 году, но, из-за сложности изменений, вступила в силу лишь в начале 2019 года. Законом №89-ФЗ введены новые правила обращения с ТКО – твердыми коммунальными отходами (термин появился впервые в данном документе, в отличие от ТБО), утверждены уполномоченные организации-исполнители и иная система оплаты за услугу.
Основные тезисы Мусорной реформы:
- Раздельный сбор отходов для упрощения их переработки и получения вторсырья.
- На конкурсной основе для каждого региона осуществляется выбор одной компании-оператора, ответственной за обращение с ТКО.
- Изменение тарифа по вывозу мусора, что даст возможность направлять полученные от населения средства на строительство современных заводов по переработке/утилизации отходов. А в будущем приведет сокращению количества свалок.
Согласно принятым изменениям (ФЗ №503), с 1.01.2019 ответственность за обращение с мусором переходит на субъекты Федерации. Теперь регионы выбирают, где оборудовать полигоны для хранения остатков человеческой жизнедеятельности, продумывают механизмы сбора, схемы вывоза, накопления и переработки ТКО и пр.